По воспоминаниям Максима Николаевича Бета

История завода ТекМаш города Кирсанов начиналась с заводика или даже точнее сказать с небольшого кустарного предприятия, которое до 1922 года находилось в частном владении у хозяина по фамилии Кокорев.

Его заводик находился на другой стороне реки если идти от центра города по мосту через реку Пурсовку на Жарковку, завод был больше похож на цех механической мастерской. В производстве было занято три токарных станка, причём один был в длину около пяти метров, один лобовой, или лоботокарный для обработки деталей большого диаметра станок и один сверлильный. Станки были старые, с подборными шестернями, на них можно было нарезать любую резьбу и было отдельное место для литья. Кокарев был хорошим специалистом как по токарному и слесарному делу, так и по литейному. Он выполнял частные заказы, отливал шестерни, части для конных приводов. На заводе работало около двадцати человек. В 1922 году завод был национализирован и передан в Городское коммунальное хозяйство. Горкомхоз в 1925 году передал завод коммуне имени Ленина. Управление Горкомхоза решило передать завод коммуне в связи с тем, что производство было убыточным, станки старые с ременной передачей, да и ремни стали растаскивать на подмётки. В то время на заводе формовщиков и токарей работало 35 человек. Было заседание правления коммуны с представителями Горкомхоза, на котором решали брать ли завод, как подсобное предприятие. Поскольку многие коммунары работали на заводах ещё в Америке и была заинтересованность производством, то большинством голосов постановили передать завод коммуне. Коммуна послала своих рабочих специалистов около 10 человек на завод. Сразу решили переносить завод из низкого топкого места около реки на бугор, где он сейчас и находится, там находились здания маслозавода частника Полякова. Основное здание было размерами примерно 35Х15 метров, в нём разместили токарное, литейное и модельное дело. Когда построили и установили примитивную вагранку, начали литьё. Осталась часть старых рабочих, которые работали при Горкомхозе: Левашов – начальник литейного цеха, Сальников – зам. начальника литейного цеха, Пручкин И.И. – формовщик, он работал учеником ещё у Кокарева. Правление коммуны послало на завод своих специалистов: Хохряков -слесарь, Житомирский – секретарь парторганизации, работал не долго, Лапский И.И. – который был назначен директором завода. В старом здании склада маслозавода был устроен механический цех, в этот отремонтированный цех коммуна передала два токарных станка, один фрезерный, строгальный и два сверлильных станка, эти станки были привезены из Америки. Таким образом механический цех расширился, завод был передан в Министерство среднего машиностроения 1931 г., тогда завод назвали «Литейно-механический». Основной работой завода было производство деталей для текстильной промышленности, отопительные секции и двойные водяные гидранты. Завод обслуживал 62 текстильные фабрики. Детали были разнообразные до четырёхсот сортов и весом от двухсот граммов до тонны. Как вспоминал М. Бет: до 1935 года завод работал плохо, пока не сняли директора и правление. В 1936 году пригласили на место секретаря партии Слащилина И.А. – директора Эмальпосуды. На место директора пригласили из Рассказова Ситникова. Работа постепенно начала налаживаться. План ежемесячно выполнялся, а  в 1937 году построили модельный цех, свою электростанцию.

На заводе был свой драмкружок, физкультурный, футбольная команда была первой  в области. Организатором футбольной команды был Владимир Корольков, работающий электросварщиком. Павел Семёнов руководил духовым оркестром, Карагодов С.С. руководил струнным оркестром.

Секретарь комсомольской организации Старостин погиб на фронте.

До войны завод вышел на передовые позиции по всем показателям.

С 1936 до начала войны построили модельный цех, электростанцию, поставили паровой двигатель на 25 л.с. отремонтировали помещение под механический цех, расширили и удлиннили литейный цех. Осенью 1941 года завод был передан в авиамастерские, которые забрали несколько станков, а остальные выставили на улицу, в то время директором завода был Котельников Александр Зотович. Многие рабочие завода ушли на фронт.

25 рабочих завода послали в колхоз «Серп и молот» на уборку урожая до конца ноября. После уборки все вернулись на завод и организовали производство на оставшихся станках и литейном цехе. В основном обслуживали местную промышленность, часть выполняла военные заказы, рабочих не хватало было 4 слесаря: Павел Семёнов, Алексей Зубехин, Небываев, Туманов. Два токаря: Михаил Зубехин, Самодуров М., ушли работать в авиамастерские. Из-за нехватки кадров начали принимать на завод учениками мальчиков и девочек. Молодёжь быстро начала осваивать специальности, и работа завода стала налаживаться, но не хватало инструмента. В 1941 году в Кирсанов приехал Вяземлаг строить аэродром, там удавалось доставать некоторый режущий инструмент. Авиамастерские тоже помогали с инструментом. В 1945 году авиамастерские уехали в Киев и увезли четыре наших станка. После обращения в Главк станки вернули. После окончания войны стали возвращаться старые рабочие: в 1946 году Демидов М.П., который был назначен директором, Карагодов С.С. который был техником по строительству, Алаторцев А.Г., токари Крохин М., и Макеев А.. Ежегодно перевыполнялся план, завод был награждён Красным Знаменем. 

За коммуной завод был закреплён с 1925(27) года по 1931. Однако некоторые коммунары так и остались работать на заводе, зарплата в коммуне в 1929 году была 80-95 коп. за день, а на заводе 1руб. 20 коп, — 1 руб.  40 коп.. Квалифицированным рабочим и спецам оплата устанавливалась правлением коммуны, при согласовании с правлением завода.

Оплата труда устанавливалась внутренним распорядком сельскохозяйственной коммуны имени В. И. Ленина.

Post Author: