Обитель находилась в двух км. от Оржевского Боголюбского женского монастыря Кирсановского уезда. (теперь Тамбовская область Уметский район). Появился он гораздо позже Тишениновского монастыря и относится к тому типу монастырей, которые обязаны своим существованием главным образом местном в котором он расположен. Это место, действительно являл собой изумительный по красоте уголок дикой природы, своеобразный островок леса посреди выжженной солнцем равнины. Уголок получил в народе название Кушниковой Дубравы.
Первые попытки основания здесь монашеской общины относятся к ХVIII в. Однако они легендарны, но легенды эти достаточно основательны, отчасти они подтверждаются тем фактом, что в основании оврагов, изрезавших Дубраву вдоль и поперек, ископаны пещеры теми самыми монахами подвизавшимися здесь в те далекие времена. А ушли монахи из Кушниковой дубравы из-за разбойников. Можно предположить, что эти разбойники могли принадлежать к шайкам пугачевцев. Пребывание здесь первых монахов связывают также с ископанным ими же источником при котором была обретена икона вмч. Варвары, ей и был посвящен этот источник и окрестных жителей издавна именовался — Варваринским.
После того, как монахи покинули дубраву источник остался, а почитание его как святого началось после одного чудесного случая, который произошел с крестьянином с. Оржевка Прокопием Никитиным, страдавшим тяжким недугом. Расчистив родник он вновь обнаружил в нем образ св. вмч. Варвары. Помолившись перед ее иконой и умывшись водой из источника он стал совершенно здоровым. Чудо это видели многие крестьяне и слава об удивительном источнике разнеслась далеко за пределы Оржевки. С того времени народ стал посещать Варваринский источник.1
Теперь ясно, что нет ничего удивительного в том, что это место привлекло внимание основателя нового монастыря. А основателем стал священник с. Костино-Оделец Борисоглебского уезда о. Василий Голубев. Путь этого пастыря необычен. Занимаясь сельскохозяйственным трудом, он разбогател. Стал покупать землю, расширять свое хозяйство и, наконец, занялся благотворительностью. Пожалуй самым главным его делом стало основание двух монастырей: женского в д. Таволжанка Воронежской губернии Новохоперского уезда и мужского Александро-Невского в Кирсановском уезде.
Год основания монастыря 1890. Название о. Василий выбрал сам. В честь св. блгв. кн. Александра Невского, небесного покровителя императора Александра III и в память о чудесном избавлении царской семьи от смерти во время крушения поезда 17 октября 1888 г. Монастырь был официально открыт 3 октября 1890 г. Что характерно Кирсановский Новый монастырь был открыт сразу без промежуточных стадий (богадельня, община).
При открытии новой обители был заложен пятиглавый Александро-Невский собор (1891 г.), закончено его строительство и освящение престола состоялось 7 октября 1907 г. Первоначально же была устроена домовая церковь в третьем этаже братского корпуса. Престол освятили во имя св. вмч. Варвары с приделом св. мч. Василия.
Монастырь достаточно быстро отстроили в первые 3-4 года его существования. Он представлял из себя 2 3-ехэтажных корпуса и 1 2-ухэтажный. За оградой находилась двухэтажная гостиница, ледник, погреб, амбар и мастерские. Еще дальше за оврагом располагались скотный и конные дворы.2
Несмотря на такую внешнюю обустроенность монашеская жизнь в обители с самого начала как-то не заладилась. Уже в 1894 г. в Консисторию последовала жалоба на первого настоятеля иеромонаха Иллариона от нескольких монахов и послушников. Обвиняли они его в мужеложстве и в отсутствии с его стороны заботы о хозяйстве. Недовольны были настоятелем и местные крестьяне у которых были к нему претензии как к лицу облеченным духовным саном. Назначенный разобрать это дело благочинный монастырей игумен Митрофан, фактов подтверждающих обвинения в мужеложстве не нашел, но выяснил, что действительно: “в заведуемом им монастыре в настоящее время полное безначалие”.3 Сам иеромонах Илларион вины своей не признавал, считая, что монахи клевещут на него. Следствие не нашло достаточных фактов, чтобы доказать вину о. Иллариона. Но чтобы не производить дальнейшего соблазна от должности его отстранили и перевели в другое место. После этого ситуация в монастыре не намного изменилась. Причина этого, как мне кажется, кроется в том, что монастырь с самого своего открытия стал местом ссылки для провинившихся монахов и священнослужителей. В 1900 г. в штате монастыря монах Савва (Смоленков) сосланный сюда из Трегуляева монастыря за “нетрезвость и недобросовестное отношение к монашескому деланию.”4 В 1911 г. прислали иеромонаха Климента (Логвинова) из Лебедянского Троицкого монастыря за “самовольную отлучку и самоуправство по монастырю.”5 Позже это иеромонах перешел в старообрядчество и лишен сана (1913 г.)
Если проанализировать состав братии спустя 10 лет после основания монастыря (1901 г.), то мы получим следующие факты. Всего в обители 35 человек. Из них 17 монахов, 3 приуказанных послушника и 15 на испытании. Подавляющее большинство монахов и послушников (31) неграмотны и из крестьян. Такого количества неграмотных не было ни в одном монастыре епархии. В отличии от других монастырей Кирсановский Александро-Невский был многонациональным по своему составу. Здесь проживало 4 мордвина и 1 украинец. Все монахи поступили в монастырь при его основании или спустя 3-4 года. Все являются постриженниками этого же монастыря (кроме 2). Причем 2 монаха поступили в монастырь в 1889 г., т.е. за два года до его официального открытия, что подтверждает версию о существовании изначально небольшой монашеской общины. Средний возраст насельников 38 лет (самому старшему 64, самому младшему 21). Фактически к 1901 г. сохранился первоначальный состав , т.е. тех кто начинал здесь свою монашескую жизнь со дня основания монастыря. Из послушников только 6 из поступивших в первой половине 1890 -х гг. к 1903 г. не стали монахами. Остальные все к концу 90-х, причем 4 при поступлении были в отроческом возрасте (самому младшему из них было 8 лет) были пострижены в монашество. Приюта и школы при монастыре не было. Все 4 мальчика из крестьян, возможно сироты, иначе как объяснить их пребывание в монастыре со столь раннего возраста. Главная причина почему с их присутствием в монастыре мирились, они обладали хорошими голосами, 3 из 4 мальчиков несли клиросное послушание.
В среднем поступивших Кирсановский мужской монастырь постригали в монахи спустя 2 года после поступления (самое большое 7 лет — единичный случай), что существенно отличается от таких же показателей женских монастырей. Возможно неопытность в духовной жизни и отсутствие надлежащего руководства еще одна причина нестроений 90-х годов.
Особых рукоделий в монастыре не было. Послушания относились в основном к категории обслуживающих быт монахов (портной, хлебник, конюх, пас тух, пчельник) и церковные -на клиросе, пономарь, ктитор. 10 человек не имели определенных послушаний и было занято на разных работах и только двое не имели никаких послушаний (1 монах и 1 послушник).
Благодаря своей главной святыни источнику св. вмч. Варвары, монастырь пользовался популярностью как место для паломничеств в различных слоях населения. Сюда приходили и из города и из деревни. Причем не только кирсановцы. Об этом свидетельствуют 8 случаев исцелений записанных в 1901 г. По ним видно, что на источник приходили люди и из Пензенской, и из Саратовской губерний. Некоторые по обещанию данном в сложных обстоятельствах жизни6 Для приема паломников была выстроена 2-ухэтажная гостиница. Хотя к слову сказать постоянное пребывание вблизи монастыря посторонних лиц обоих полов также неблагоприятно влияло на внутреннюю жизнь обители.
Другая достопримечательность обители те самые пещеры вырытые еще в ХVIII веке. Паломников туда водили. В 1900-1901 гг. настоятель игумен Пахомий приглашал для освидетельствования безопасности пещер архитектора Свирчевского. Тот, осмотрев пещеры, докладывал в Консисторию, что они имеют: “вид узких (около 1 аршина (71 см.))7 коридоров с вертикальными боковыми стенками и сводчатыми потолками и прорезаны в горе на значительной глубине от поверхности земли в плотном пласте жирной глины без облицовки и искусственного укрепления стен. Местами коридоры имеют ответвления в виде ниш и небольших келий”8 Свирчевский сделал вывод, что пещеры безопасны для посещений, это же заключение подтвердил и горный инженер Александров, но он определил высоту пещер в 2 аршина (140 см.).
К 1911 г. количество насельников монастыря достигло 59 человек.9 1918 г. стал последним в официальной истории монастыря. Он был закрыт новыми властями, большая часть братии вынуждена была покинуть свою обитель. Кто-то еще оставался при действующем как приходской Александро-Невском храме. Но и этот храм был закрыт около 1925 г. Со временем все монастырские постройки были разобраны местными колхозными властями на стройматериалы. На сегодняшний день от монастыря кроме заброшенного монастырского кладбища и увядающего источника св. вмч. Варвары ничего не осталось. Как будто его никогда и не было.
Левин О.Ю.
Примечания
1. Лёвин О. Ю. и др. Кирсанов православный. 1999. С. 40-41.
2. ИСО. 1911. С. 847-848.
3. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1834. Л. 941 об.
4. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1617. Л. 4.
5. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2175. Л. 1745.
6. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1929. Л. 313-316.
7. Прим. О.Л.
8. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1929. Л. 1031, 1277, 1280.
9. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2212. Л. 21-23.(Машинопись. Тамбов, 2003.)