Юбилейный сценарий. «Приезд Леди Астор и Бернарда Шоу в коммуну им. Ленина»

Комната. Стол. Стулья. Одно старое кресло. Вешалка. Лозунг и портрет Сталина на стене.
Входят Бернард Шоу и леди Астор. Шоу снимает шляпу, пальто, помогает раздеться даме. Сняв шляпку, леди Астер хочет поправить прическу. Оглядывается в поисках зеркала.

ШОУ: Зеркала тут нет. 
ЛЕДИ АСТОР: (с иронией) Шокирующее открытие. 
ШОУ: Для вас – да. Я вполне способен обойтись без зеркала. Терпеть не могу это изобретение. Моя жена проводит перед ним больше времени, чем за книгой. И настаивает, что ей необходимо зеркало в каждой комнате.
ЛЕДИ АСТОР: Я не замечала за ней склонности к кокетству.
ШОУ: При чем тут кокетство! Через эту систему зеркал она следит за мной, нашими гостями и прислугой! 
ЛЕДИ АСТОР: Поразительно! Давайте пить чай, мистер Шоу.
ШОУ: Я тысячу раз просил вас не называть меня так. У меня есть имя.
ЛЕДИ: У меня тоже.
ШОУ: Я знаю. Но это ничего не меняет. Вы – леди, а я – жалкий комедиограф! Особенно по сравнению с этими замечательными людьми. Они на наших глазах творят порядок из хаоса! 
ЛЕДИ: Не знала, что вы любите порядок.
ШОУ: Я его ненавижу. Но в хаосе тоже жить не могу. Опаздывающий поезд кажется мне вестником Апокалипсиса.

Леди Астор разливает чай.

ШОУ: Подумайте только: несколько лет назад Европа была ввергнута в хаос мировой войны. Я был в отчаянии – мне казалось, что глупое человечество надолго избрало путь разрушения и смерти… Но я смотрю на эти дома, фермы, постройки… и я вижу осознанное стремление к созиданию. Из эгоистического желания прокормить себя эти люди пришли к идее прокормить всех членов своего сообщества… Хотя, чай у них неважный…
ЛЕДИ АСТОР: Зато молоко замечательное. А такого вкусного масла я не ела даже в Линкольшире. 
ШОУ: Согласен с вами. Желание прокормить себя и других, путем совместных усилий – прекрасно. Но… Я думаю о том, что ждет тех, кто здесь работает завтра? Не разрушает ли коллективный труд индивидуальность? Дети в детском саду… Они накормлены, ухожены, о них заботятся по матерински, но… 
ЛЕДИ АСТОР: Они ходят строем. Это естественно.
ШОУ: Не знаю, не уверен. Что будет если дети не захотят жить так, как живут их родители? Это естественно для детей – отвергать образ жизни старшего поколения.
ЛЕДИ АСТОР: Они смогут уехать отсюда. Это замечательное место не обнесено забором.
ШОУ: Нэнси, вы, кажется считаете меня старым идиотом, к тому же и слепым!
ЛЕДИ АСТОР: С чего вы взяли? Вам прекрасно известно, кем я вас считаю. Старым занудой, циником и скептиком, который во всем хорошем и прекрасном ищет что-нибудь темное и мрачное. Очнитесь! Посмотрите на их коровники…
ШОУ: Спасибо, я там был. Там чисто, но дурно пахнет.
ЛЕДИ АСТОР: На их дома!
ШОУ: Дома удобные и вполне современные. Но меня смущает отсутствие книг и портреты их вождей на стенах. Если портрет даже самого прекрасного человека висит в каждом доме он превращается в икону. А вы знаете, как я отношусь к религии. 
ЛЕДИ АСТОР: Но они образованны, умны, трудолюбивы!
ШОУ: Согласен с вами. Это место похоже на остров, населенный умными, добрыми, образованными и трудолюбивыми людьми. Но вокруг них нет забора… И поэтому мне страшно за них… Я боюсь, что этот тигр во френче их сожрет …
ЛЕДИ АСТОР: Вы о Сталине?
ШОУ: Да. Это страшный человек. И он, несомненно, не социалист и не коммунист. Любая вера или идеология ему чужды. Они недоступны ему как тигру недоступен вкус пирожных. Он привык питаться кровью и сырым мясом. И, к сожалению, я боюсь, что он начнет свое кровавое пиршество с таких людей, как наши милые хозяева…
ЛЕДИ АСТОР: Вы говорите ужасные вещи.
ШОУ: Любые веще ужасны, если смотреть на них трезво.
ЛЕДИ АСТОР: Вы просто устали, мистер Шоу. Ну, хорошо, давайте посмотрим на вещи трезво. Все, что мы здесь увидели сегодня устроено прекрасно, рационально и разумно. Люди заняты полезным трудом, живут в хороших домах, у них есть все необходимое. Зачем государству разорять это место? Ведь оно способно само себя прокормить!
ШОУ: В том-то и дело, дорогая моя леди Нэнси… Боюсь, что люди, способные себя прокормить опасны для СССР.
ЛЕДИ АСТОР: Но почему?!
ШОУ: Они независимы. Боюсь, что скоро в этой стране независимость станет смертным грехом. Но все-таки я намерен поддержать их. Хотя бы потому, что иногда людоед, попавший в компанию вегетарианцев может изменить свои вкусы.
ЛЕДИ АСТОР: Не уверена в этом. Скорее людоед съест вегетарианца.
ШОУ: Вегетарианцы невкусные. Знаю по себе.
ДЕДИ АСТОР: Вы часто занимаетесь самоедством?
ШОУ: Постоянно. Иначе я не был бы самим собой. Знаете, о чем я сейчас думаю? О том, что я должен написать об этой поездке, чтобы не подвести этих людей. О словах, которые я не смогу сказать и о мыслях, которыми смогу поделиться только с вами, но не с широкой публикой. Вы меня понимаете?
ЛЕДИ АСТОР: Прекрасно понимаю, мистер Шоу. 
За окном раздается музыка.
ШОУ: Пора идти слушать речи, улыбаться и пожимать руки. Идемте, леди Нэнси. 

 

 

Автор: Глезарова Юлия

Другие работы Юлии

Post Author: