Православное сердце коммуны

Проект создания символической экспозиции  «Православное сердце коммуны».

Цель проекта — сохранение памяти об утерянной части монастырского комплекса — православной святыни – деревянной монастырской часовни, отражающей  уникальные страницы в истории Кирсановского уезда – Кирсановского Александро-Невского мужского монастыря, Первой международной  коммуны им. Ленина и Первой молодежной коммуны в Кирсановском уезде.

Включает в себя меры по строительству  символической экспозиции с использованием отдельных сохранившихся структурных элементов и возобновление потерянных, с раскрытием наиболее характерных уникальных особенностей и смыслов ранее утерянного объекта.

О каких трех уникальных страницах идет речь?

  1. В первую очередь,  речь идет о монастыре, который был организован в 1890 г. В это время обитель находилась в двух километрах от Оржевского Боголюбского женского монастыря. Основателем монастыря стал протоиерей села Костино-Отделец Борисоглебского уезда Василий Голубев. Основал он монастырь вскоре после благополучного спасения в железнодорожной катастрофе императора Александра III и его семейства 17 октября 1888 года.  В честь небесного покровителя императора Александра III монастырь был назван Александро-Невским.   К 1914 году монастырский комплекс включал в себя пятиглавую каменную церковь, деревянную часовню, домовую церковь, четыре жилых двухэтажных корпуса и разные хозяйственные постройки.  1918 год стал последним в официальной истории монастыря. Он был закрыт новыми властями, большая часть братии вынуждена была покинуть свою обитель.
  2. С приходом советской власти в феврале 1920 г. взамен «прошлых владельцев» в монастырь въехал первая группа коммунаров – молодые парни и девчата, взявшие на себя обязательство восстановить разоренное гражданской войной хозяйство и создавшую первую в Кирсановском уезде молодежную коммуну. Создавалась она по инициативе комсомола — настолько велико было стремление молодежи к коллективу, к совместной работе, учебе, жизни. Приехала молодежь в коммуну на исходе зимы и с необъяснимой охотой взялась за дело — трудились в поле, в животноводстве, на огородах. К осени 1920 года коммуна убрала хороший урожай, посеяла по парам озимые и начала взмет зяби. Но уже к 1921 году территория бывшего монастыря превратилась в вооруженный лагерь. Коммунары вступили в отряд Вишневецкого, расквартированный в Оржевке. Непрекращающиеся налеты банд вынудили уездные власти принять решение – ликвидировать коммуну. Ребята возвратились в город.
  3. В разгар реэмиграционной горячки начала XX в. в СССР стали возвращаться и далекие от политических баталий люди — крестьяне, уехавшие из царской России в поисках лучшей доли, преимущественно в Америку. Прослышав, что в стране Советов дают землю и возможность свободно работать на ней, они решили вернуться. И  вот, несмотря на объективные трудности, одна из таких  коммун обосновалась в Кирсановском уезде, на бывших землях помещиков Оболенских. Это была первая коммуна им. Ленина, ставшая как и завещал великий вождь — примером культурного ведения хозяйства для отсталого русского крестьянства.  В приветственном письме Обществу технической помощи Советской России (ОТПСР) от 10 августа 1921 года он (Ленин) советовал «русским американцам» быть готовыми к трудностям и лишениям… Особо рекомендовалось «не забывать нервозность голодных и измученных русских рабочих и крестьян… и всячески помогать им.., чтобы победить недоверие и зависть».  На разоренных землях бывших помещиков Оболенских первым коммунарам необходимо было до первых морозов построить себе надежные жилые помещения, для чего им местными органами власти были переданы «стройматериалы». Этими материалами являлись – разобранные ранее монастырские постройки.
  4. Более 100 лет бывшие структурные элементы Оржевского монастыря верой и правдой служили людям – жителям с. Ленинское. Это были уникальные здания и сооружения – «дома-коммуны».  Большая часть жилого фонда в настоящее время представляет собой руины. Однако, многие структурные элементы — можно сохранить, использовав в строительстве деревянной монастырской часовни, как символической экспозиции.

Целью создания  экспозиции является информирование жителей и гостей Кирсановского района об этих уникальных и значительных вехах в истории края.

Часовня будет являться памятником всем тем поколениям, которые были участниками описанных событий.

Строительство часовни таким образом станет возвращением к утерянным на целое столетие светлым духовным традициям, и наверняка послужит делу воспитания подрастающего поколения в духе почтения предков, уважения к великим делам дней былых, в духе патриотизма и любви к Родине.

Цель

Культурное, духовное и патриотическое воспитание молодежи путем строительства (воссоздания) деревянной часовни 19 века как экспоната музея под открытым.

Задачи

  1. Изучение истории края
  2. Привлечение молодежи (студентов ТГТУ г. Тамбов) к строительству часовни
  3. Популяризация музея и нового экспоната по Тамбовской области

Обоснование социальной значимости

Проект направлен на молодежь Тамбовского края, которая составляет более 6-ти тысяч человек. Вовлечение молодежи в работу по православно-краеведческой направленности, Возвращение к духовным и культурным истокам – актуальная задача нового времени.

География проекта

Тамбовская область

Целевые группы

  1. Молодежь Тамбовской области
  2. Гости Кирсановского района

 

Post Author: